Time for Print - это термин, используемый для описания особого соглашения между моделью и фотографом. Очень часто сокращенно TFP. Вместо того, чтобы платить друг другу за услуги, фотограф согласен предоставить модели определенное количество лучших фотографий с сессии и ограниченное право на использование этих снимков. Модель, в свою очередь, жертвует своим временем и полностью выполняет задумку автора перед фотообъективом. Кроме того, модель подписывает релиз, который дает фотографу полное право распоряжения отснятым материалом.
Зачем нужно TFP?
Для обеих сторон это прежде всего: - оттачивание мастерства и эксперименты, - пополнение портфолио, - работа над творческими проектами. Каждое из этих направлений практикуется по мере необходимости......
Модель для TFP
Бытует мнение, что если фотограф работает TFP - то ему всё равно что и кого снимать. Это в корне неправильно - фотограф работает над реализацией творческих идей, которые выставляют определённые требования к моделям.
Принципиальный момент в требованиях к модели - желание работать над тематикой. Предложения моделей, выражающие желание в стиле "Интересует съемка на условиях TFP, кроме НЮ. Любой образ на усмотрения фотографа" (цитата, орфография сохранена), как правило, просто не рассматриваются. Подобная формулировка однозначно говорит о том, что модель хочет фотографий, а не работать. Что исключает возможность продуктивной работы.
Не менее важный момент - понимать, что значит "работать". Модель со съёмки уйдёт уставшая, как физически, так и эмоционально. Это если она работает. Большинство же желающих участвовать в проектах TFP не хотят работать.
Важно также полное понимание того, чем "модель" отличается от "девушки с красивой фигурой". Знание поз, понимание, как выглядишь в каком ракурсе и под каким светом, умение корректировать их приходят либо со знаниями из модельной школы, либо с опытом от нескольких десятков съёмок. Без этих знаний вполне красивые девушки начинают "позировать" – и получается либо сломанная спина, либо неестественно вывернутые руки-ноги-шея и т.д. Исправлять это - дело трудоёмкое и, в условиях бесплатной работы опытного фотографа, лишнее. Ведь исправление ошибок после съёмки может занять часы и дни, а опытная модель сама выберет лучший дня неё постав головы и тела, у опытной модели не будет "плыть" поза от дубля к дублю (а между ними может пройти несколько минут), опытная модель прекрасно впишется в образ, заранее подготовившись к нему.
Психологическая подготовка модели - умение естественно, легко и уверенно держаться перед камерой, не стесняться фотографа - тоже приходит только с опытом. Важно доверять фотографу. Глаза испуганной лани, трясущиеся коленки и стыдливо прикрытая грудь конечно выразительны, но, как правило, идут вразрез с работой.
Исключительно важный момент - взаимопонимание модели и фотографа, без которого творческая работа лишена смысла. Получается оно или нет - это выясняется уже только при попытке работать вместе. Если короткую съёмку можно "вытянуть", то продолжительная вымотает обоих, причём результат, вероятнее всего, окажется отрицательным.
Если материала по работе над TFP больше, чем на час, работать с моделью "вслепую" неразумно. Поэтому устраиваются пробные съёмки - посмотреть на модель, посмотреть как она двигается, какая у неё мимика, получается ли с ней найти рабочее взаимопонимание, мешают модель с фотографом друг другу или помогают. Фотографий с такого пробника получается мало, и отдаются они редко.
Время и продолжительность съёмки
TFP планируется исключительно на свободное студийное время – модель выбирает из строго ограниченных временных пределов наиболее удобный вариант. Модели необходимо спланировать свое время, т.к. недосыпание слишком явственно проявляется на фотографиях, не говоря уже об обстановке на съемочной площадке. Также следует принять во внимание и тот факт, что окончание съемки TFP планируют с учетом +/- час, т.к. нередко бывает, что поставленная цель достигается сразу или, наоборот, формула «модель + фотограф = идея» достигается по истечении определенного времени.
Продолжительность обработки фотографий
Обработка творческой фотосессии - процесс, требующий определённого настроения и многих часов. Поэтому фотограф может заниматься этим урывками в свободное от основной работы время и при наличии вдохновения. И поэтому Ваши фотографии будут появляться по одной-две штуки раз в несколько дней. Общая продолжительность обработки может занять даже несколько недель. Модель в этом случае обязана проявить терпение, т.к. непонимание ситуации и постоянное «нытье» («Ой, а когда же будут фоточки?», «Мне так интересно, как я получилась, не терпится взглянуть…», «А Вы еще не сделали фотографии?» и т.п.) только отвлекает фотографа и заставляет задуматься, стоит ли вообще продолжать работу с этой моделью.
Сколько фотографий делается в результате
При нормальном течении работы в таком формате съёмки, за час делается от одной до десяти постановок (и соответственно, фотографий). Обрабатывается один лучший кадр с постановки, либо несколько - если это имеет смысл.
Звучит вышесказанное оптимистично, но есть одно "но": все делают ошибки. И чем меньше у всех участников опыта, желания работать, банального настроения - тем больше получается дублей с ошибками (отсюда, кстати, вытекают требования к моделям).
Дальше вопрос состоит в том, насколько сложная постановка, сколько фатальных ошибок совершено и насколько трудно это обрабатывать. Если обработка того стоит - будет обрабатываться. Если проще переснять - постановка будет переснята, с учётом и исправлением ошибок и…может быть даже с другой, более подходящей моделью. Право принятия решения в данном случае принадлежит фотографу.
Главная особенность съёмок TFP – положительный результат в виде «ура! получилось!» отнюдь не гарантирован.
Заблуждения по поводу TFP
"Урвать фотки бесплатно"
Наиглавнейшее заблуждение состоит в том, что девушки и молодые люди зачастую считают, что TFP – «это то же самое, за что подруга заплатила 10 тысяч, только бесплатно». Так вот, это - далеко не то же самое.
Творческие съёмки и коммерческие съёмки имеют мало общего. Идеологически цель любой съёмки - показать человека, красиво, выразительно, выделив отличия и передавая своё видение человека в фотографии. Для творческой съёмки главное - передать идею, настроение через образ, при этом модель чаще всего играет второстепенную роль.
"Бесплатная фотосессия"
На самом деле, модель вкладыватся в фотосессию наравне с фотографом. Это ее время, старание, настроение и, помимо всего прочего, подготовка образа (одежда, обувь, аксессуары и украшения, порой дорогостоящие, оплата услуг визажиста и парикмахера, профессиональный маникюр и педикюр и пр.)
"Повертеться перед камерой"
"А я вот так повернусь, эдак повернусь, ещё вот так" - так тоже многие считают. При таком подходе Вы получите диск с одной фотографией и дарственной надписью.
Не путайте TFP с коммерческой съёмкой и кастингом. В реальности придётся слушаться фотографа, держать неудобные позы долгими минутами, бороться с затёкшими руками и ногами ради одного кадра... Правдоподобно и естественно выражать мимикой и жестами требуемые эмоции и чувства. Если Вам это не интересно или не по силам- забудьте про TFP.
"Мне отдадут много фотографий"
Отдаются только отретушированные, готовые фотографии. Делается их за сессию TFP максимально разумное количество (принципы, по которым определяется "разумность" выбора, описаны раньше).
Подводя итог.
TFP - процесс творческий и успех зависит от обоих: и фотографа, и модели. Причем, даже если ошибается кто-то один, то результат съёмки идёт в помойку, потому что проще переснять, чем сидеть лишние часы за обработкой. Из чего вывод - выбирай фотографа, который знает, что делает, и работай на съёмке до седьмого пота, книжки читай, на курсы модельные ходи - тогда результат будет. Это основная особенность TFP, которую большинство «моделей» никак не хочет понять. Получается, что возможны ситуации, когда модель и фотограф хорошенько вложатся временем, усилиями и деньгами, а взамен не получится ничего. Вот отсюда и рекомендации людям, заявляющим «опыта нет, но хочу TFP» эту идею отставить подальше. Либо работать с фотографами-любителями, которым интересны съёмки плана "ты вертись а я буду фотать и сделаю 500 фотографий за час", даже не открывая их в фотошопе на предмет ретуши.